В ежедневном обиходе мы можем назвать шедевром любую вещь, которая кажется нам особенно удачной в том или ином смысле. В публичном пространстве слово «шедевр» относится к миру искусства, и там под шедевром обычно понимают нечто большее, чем хорошее, любимое многими людьми произведение. Шедевр — это обязательно новаторство, причем новаторство своевременное, смелое и влиятельное.
Можно ли всерьез говорить о шедеврах в технических областях? Ответ, который напрашивается: конечно, нет. Шедевры бывают в искусстве, но основа искусства — стремление к совершенству, а техника (в современном понимании) — это всегда прагматизм, компромисс между желаемым и целесообразным. С другой стороны, можно было бы признать техническим шедевром такое решение, которое было создано в ответ на некоторый новый вызов и положило начало новым методам и стандартам в своей области.
Вызов, который дает техническому писателю шанс создать шедевр, — это принципиально новый тип технических решений, принципиально новая целевая аудитория или сочетание этих двух обстоятельств.
Исходя из этого, можно выделить, по крайней мере, две «волны» шедевров:
- Конец 80-х и начало 90-х годов. Появление сложных сред программирования, адресованных массовому программисту. В этой «волне» относятся, например, “Inside Macintosh” и техническая документация на среды разработки Borland.
- Техническая документация, а точнее, среда технической коммуникации, возникающая вокруг проектов c открытым исходным кодом.
Эти «волны» затронули очень многих людей и оказали большое влияние на современные представления о том, какой должна быть техническая документация. Вопрос о том, каким образом эти представления отразились на официальных стандартах, требует отдельного исследования.
Михаил Острогорский
Михаил Острогорский работает техническим писателем с 1996 года. В настоящее время руководит компанией «Философт», которая оказывает услуги по разработке технической документации.