Психологическая подготовка программных инженеров: миф или реальность?


Скачать презентацию

Зачем программному инженеру психология?

Программная инженерия в высокой степени чувствительна к действию человеческого фактора в ходе реализации масштабных системных проектов, результат которых зависит от эффективности коммуникативных стратегий взаимодействия с заказчиками, руководителями и членами проектных групп, конечными пользователями; от слаженности командной работы в рабочих группах и больших коллективах; от умения управлять творческими коллективами, выполняющими сложные проекты в режиме реального времени; от умения идентифицировать и правильно использовать потенциал каждого из членов проектной группы, а также поддерживать оптимальный уровень собственной мотивации и личной эффективности. Перечисленные факторы описывают необходимость формирования и развития психологической компетентности программных инженеров.

Для прояснения важности психологического фактора в профессиональной деятельности программных инженеров был проведен опрос, в котором участвовало 145 представителей российской IT-индустрии. Были выделены следующие компетенции, важные для программного инженера: профессионализм, умение системно мыслить, трудолюбие, коммуникативные навыки и умение работать в команде. При оценке частоты возникающих сложностей в рабочей деятельности респонденты придают коммуникативным сложностям такой же вес (31,7%), как и сложностям технического характера; 94% респондентов отмечает важность умения эффективно общаться (особенно при проведении переговоров с заказчиком и прояснении его запроса, при управлении подчиненными, а также при работе в команде). Полученные в ходе опроса результаты созвучны с рекомендациями международного сообщества о подготовке программных инженеров (SEEK), в которых также отмечается значимость психологической подготовки.

В презентации представлена программа психологической подготовки бакалавров программной инженерии, построенная на основании международных стандартов (SWEBOK, SEEK, SE2004), анализа лучших академических практик в области образования программных инженеров, на исследовании российского IT рынка. Данная программа является уникальной для российского образования, начнет свою реализацию с осени 2012 г., будет представлена в виде учебных курсов на каждом из 4-х лет обучения в бакалавриате: «Психология для программных инженеров» (126 ак.ч.), «Групповая динамика и профессиональные коммуникации в деятельности программных инженеров» (162 ак.ч.), «Социальная и организационная психология» (108 ак.ч.), а также «Развитие коммуникативных навыков» (108 ак.ч.; курс на английском – «Soft Skills Development»). Будут рассмотрены темы, связанные с коммуникативной компетентностью, командной работой, человеко-компьютерным взаимодействием, психологическими аспектами usability, когнитивными способностями, а также профессиональной этикой программных инженеров, а также предложены практические занятия по самопознанию и развитию психологической компетентности.

Елена Мандрикова

Елена МандриковаЕлена Мандрикова

Елена Мандрикова – кандидат психологических наук, коуч, сотрудник НИУ ВШЭ (зам. декана по работе с абитуриентами, выпускниками и партнерами, старший преподаватель кафедры организационной психологии, старший научный сотрудник лаборатории позитивной психологии и исследований качества жизни). В прошлом – старший консультант практики Leadership & Talent Consulting компании RosExpert, стратегическом партнере Korn/Ferry International (предоставляла услуги ассессмента и коучинга для топ-менеджеров и управленческих команд). В настоящий момент сфокусирована на разработке целостной программы психологического образования и подготовки программных инженеров – студентов бакалавриата и магистратуры отделения программной инженерии НИУ ВШЭ.

 


Комментарии

  • ARZ says:

    “компетенции, важные для программного инженера: профессионализм, умение системно мыслить, трудолюбие, коммуникативные навыки и умение работать в команде.” – чем они отличаются от компетенций, важных для других профессий?

    • Elena says:

      Вечер добрый, уважаемый коллега! Отчасти соглашусь с Вашим замечанием – перечисленные компетенции, выявленные в ходе опроса (обозначенные IT-персонами как важные компетенции для программных инженеров), во многом характеризуют любую профессию, связанную с управлением, подчеркивая тем самым отличие условной модели компетенций программного инженера и программиста (полагаю, для программиста коммуникативные навыки и умение работать в команде не столь критичны, как для программного инженера и, возможно, системного архитектора). Это лишь подчеркивает актуальность и универсальность таких “soft” навыков, которые нужны как менеджеру проектов, как HR персоне, так и руководителю проектов по разработке программного обеспечения.


Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

© CEE-SECR 2012 • Email:
Powered by WordPress. • Hosted by Hosting Community • Developed by i-Help